Итак, здесь я хотел бы рассмотреть некоторые положения статьи применительно к Форту. Конечно, изначально речь идет об электронике, но Форт для МК - довольно-таки подходящий пример, да и на программирование для PC ряд утверждений вполне может быть перенесен.
Цитата:
Если проанализировать причины потребления радиоэлектроники за последние несколько лет, то можно оценить поведение и потребителя, и производителя единой моделью, которую условно можно назвать непрерывным обновлением модельного ряда. Используя всем хорошо известный источник финансового благополучия, подавляющее большинство секторов российской экономики, которые его обслуживали, имело возможность для стабильного роста. Реальные потребности заказчиков обслуживались достаточно быстро, и основной задачей поставщиков была продажа нового усовершенствованного продукта взамен предыдущей модификации. Экономическая целесообразность приобретения обновленного продукта зачастую отодвигалась на второй план, и упор делался на перспективы развития и прогрессивность предлагаемого решения. Главной задачей была организация непрерывного выпуска новых моделей. Характеристики этих моделей определялись некими «тенденциями рынка». И, в конечном счете, — производителем.
В такой ситуации естественным образом выигрывал зарубежный производитель радиоэлектроники — как за счет фактора масштаба своего бизнеса, что позволяло поставлять приборы с избыточной функциональностью по соответствующей цене, так и за счет предлагаемых потребителю планов перспективного развития и комплексного подхода к решению. Это очень хорошо сочеталось с активно развивающейся у основных групп потребителей «западной» моделью принятия управленческих решений. Удаленность разработчика прибора от рынка его сбыта в условиях, когда требования покупателей были прогнозируемы и активно формировались производителем оборудования, существенной роли не играла. Удаленность производителя прибора от рынка его сбыта в условиях серийного производства и возможности организации непрерывной конвейерной логистики существенной роли не играла.
Например, заявление, что надо обязательно писать на Си, чтобы быстрее выйти на рынок с наиболее современным и модным набором функциональных возможностей, вполне укладывается в описанную картину. В ту же картину укладываются и настоятельные аргументы "все берут %productname% и делают на нем" - это как раз элемент формирования потребностей рынка производителем. Действительно, выигрывал тот, кто мог организовать разработку и производство с учетом непрерывного обновления модельного ряда и непрерывной передачи в производство разработанных моделей. Очевидно, что непрерывно обновлять модельный ряд существенно проще, когда новая разработка опирается на старую (code reuse). Соответственно, войти в этот процесс со сторонним программным продуктом довольно сложно.
Цитата:
Качественные изменения на рынке радиоэлектроники связаны с изменением требований потребителей. В условиях жесткой финансовой оптимизации покупатели будут требовать решения с минимально возможной функциональностью.
Уйдет в прошлое и готовность потребителя платить избыточную цену за длинный список дополнительных возможностей прибора, которые могут ему пригодиться при дальнейшем развитии. Большинство потребителей будет крайне осторожно инвестировать минимальные средства в перспективное развитие, которое в ситуации экономической неопределенности трудно прогнозировать.
Суммируя все перемены в поведении потребителя на рынке радиоэлектроники в условиях спада, можно выделить следующие тенденции.
Покупатель будет требовать прибор без избыточных функций, который предназначен только для выполнения необходимой задачи.
Покупатель будет приобретать прибор только в тот момент, когда у него есть проблема, которую нужно решать и можно решить при помощи этого устройства.
Потребитель будет обновлять прибор только при серьезном изменении решаемой задачи, т.е. при серьезных изменениях требований к функциональности прибора.
В этой связи интересно рассмотреть ситуацию, когда покупатель говорит "нет, извините, все эти навороты мне не нужны, и лишние библиотеки тоже надо бы выбросить". В особенно уязвимом положении оказывается разработчик, который привык ставить хорошую, мощную аппаратуру и набивать ее большим количеством библиотек на Си. Именно с такими системами трудно конкурировать Форту, не имеющему огромного количества библиотек на все случаи жизни.
Цитата:
Таким образом, изменяются причины потребления радиоэлектроники, а структура потребления переходит от непрерывного обновления модельного ряда к модели, которую можно назвать обеспечением необходимых потребностей. Причем в условиях резкого и не совсем предсказуемого изменения всего рынка и, соответственно, поведения заказчиков, будут регулярно, достаточно быстро и существенно изменяться требования к используемой аппаратуре; причем эти изменения довольно сложно спрогнозировать. Фактически, при каждом новом заказе покупатель будет требовать прибор с новой функциональностью. И существенным конкурентным преимуществом станет способность производителя оперативно спроектировать, выпустить и сделать доступной потребителю относительно небольшую партию товара.
Перефразируя: конкурентным преимуществом станет способность быстро внести изменения в систему, отвечая потребностям заказчика. Надо сказать, что заказчик может высказать достаточно важные для него, но легкие для коррекции условия - например, изменить формат вывода результатов, изменить или дополнить структуру передаваемых пакетов данных, скорректировать интерфейс пользователя. Если в продукте на базе Форта такие изменения изначально предусмотрены, и код написан так, что он легко читаем и сопровождаем (то есть в виде специального языка, понятного заказчику и менеджеру проекта), то это и есть конкурентное преимущество - для продукта на базе Си придется звать разработчика и заставлять его вспоминать, что он там писал. Можно также отметить сложность прогнозирования изменений. Покупатель действительно иногда плохо знает, чего он хочет, но это не следствие его некомпетентности, а скорее признак поиска покупателем оптимального поведения на рынке. Не забываем, что электронное устройство или программный продукт - это с огромной вероятностью элемент большой системы, эксплуатируемой покупателем. Если требования к деятельности покупателя электроники меняются, то для него естественно будет начать поиск новых требований к приобретаемой электронике.
Дальше пропущены достаточно интересные, но стоящие несколько в стороне от тематики форума рассуждения о логистике и производстве.
Цитата:
Для того, чтобы в такой ситуации оперативно выйти на новый рынок, избежать характерных ошибок и получить желаемый результат, правильной стратегией для российского производителя будет стратегия, основанная на делегировании максимально возможного ряда задач тем, кто уже находится в новой для самого производителя радиоэлектроники нише рынка, знает потребности и умеет взаимодействовать с потребителем.
Как рабочую модель можно взять формулу продажи продукта «свойства — преимущества — выгоды». В прибор закладываются технологии, которые формируют его уникальные параметры — «свойства». Из свойств вытекают преимущества прибора перед конкурентами уже с точки зрения потребителя. Использование преимуществ прибора на практике дает потребителю выгоды от применения именно этого устройства. Правильный подход при выходе на новый рынок — работать по формуле «свойства — преимущества — выгоды» справа-налево. Сначала следует определить, какие выгоды нужны потребителю. Потом думать, какие преимущества параметров созданного прибора можно реализовать. Сразу становится понятно, сможем ли мы сделать востребованный на рынке прибор, какие ресурсы и компетенции для этого в компании уже есть. Становится понятно, какие компетенции надо развивать внутри компании, и какие ресурсы требуется привлекать. В такой трактовке формулы «свойства — преимущества — выгоды» одна или две из трех составных частей этой формулы делегируются потенциальным партнерам производителя радиоэлектроники на новом рынке.
Собственно, это тот подход, минимальный отход от которого лично в моей практике приводил к более или менее серьезным пробуксовкам в реализации разработок. И то, о чем я, в несколько иных словам, регулярно пишу здесь. Форт сам по себе - это свойство. Говорить о том, что мы сейчас реализуем какой-нибудь хэшированный бектрекинговый шитый код с индексной адресацией древовидного кластера словарей - это разговор о свойствах. Это не преимущество, и тем более не выгода. Любому разработчику приятнее и удобнее находиться в рамках собственной компетенции, занимаясь только тем, что он умеет, и выбирая себе задачи таким образом, чтобы их было проще решать, но при этом демонстрировать некое движение вперед. Например, можно сколько угодно размещать компоненты на форме в визуальной среде разработки, но рано или поздно придется начать разбираться, что же там надо вписывать в код, а для этого уже придется начать общаться с заказчиком и вместе с ним формулировать и уточнять ТЗ. А потом и контролировать себя не на уровне "обрабатывается ли клик мышки", а на уровне "правильно ли рассчитывается НДС" (рендерится сцена, управляется объект). А это требует уже знаний в области решаемой задачи.
Цитата:
Самый простой путь — оставить себе «свойства» и делегировать определение «преимуществ» и «выгод». Это путь сотрудничества с системным интегратором. Системные интеграторы есть везде, где надо собирать для потребителя единую систему из модулей. И в телекоммуникациях, и в строительстве домов, и в системах безопасности, и в розничной торговле. Системный интегратор работает с реальным потребителем и знает, какие выгоды востребованы прямо сейчас. Системные интеграторы прогнозируют, какие выгоды будут востребованы заказчиком в ближайшее время. Системный интегратор может сформулировать, какие свойства должны быть у разрабатываемого компанией прибора, чтобы он его применял в своих следующих проектах. У системного интегратора есть инженеры, которые умеют и любят общаться на уровне технических параметров.
Например, реализовать форт-машину как "свойство", делегировав сборщику системы работу с ней на уровне интерфейса. А не втягивать его в процесс доработки библиотек ("система пока не работает так, как надо, зато каждый может туда дописать все, что ему нравится, потому что Неограниченная Расширяемость"). Собственно, интегратор и так делает огромную работу, определяя, какие именно выгоды ожидает потребитель, и какими преимуществами для достижения этих выгод должен обладать конкурентоспособный продукт.
Цитата:
Очевидным минусом такого подхода является то, что производитель оборудования определенным образом зависит от эффективности работы системного интегратора. Очевидный плюс — это то, что можно сотрудничать более чем с одним системным интегратором и более чем в одной рыночной нише, что позволяет унифицировать разработки.
Именно так. Выкладывать форты "в никуда" не имеет никакого смысла. Пока это не готовый продукт, он является предметом рассмотрения тех, кто этот готовый продукт способен сделать. Значит, придется все-таки поинтересоваться, что именно ожидает производитель продукта от транслятора Форта, а не пытаться навязывать "новый, улучшенный, продвинутый и совместимый" транслятор.