Чуть-чуть экономики, которую так не любят "творческие личности", но которая, тем не менее, регулярно вторгается в процесс принятия решений, когда оказывается, что кушать хочется, и поэтому не сделать ли суперпродукт, который затмит всех и вся?
Вначале определение.
Цитата:
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость готовой продукции фирмы (компании) минус стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, приобретенных у других компаний и использованных для ее изготовления.
Итак, что же мы тут видим? А видим мы простой процесс. Производитель сначала что-то покупает (сырье, материалы), потом обрабатывает это, получая готовую продукцию. У готовой продукции, очевидно, есть своя стоимость, которая выше стоимости закупленного. Сразу же необходимо четко выделить важнейший момент:
стоимость не есть
ценность! В чем разница? Да в том, что стоимость - это во сколько "оно" обошлось производителю. А ценность - сколько за "это" готов отдать потребитель. Если производитель умеет продавать, то назначенная им
цена будет весьма близка к
ценности. Иными словами, он возьмет с потребителей очень близко к максимуму того, что они вообще готовы заплатить. Но процесс установления цены - это скорее маркетинг, он нам не очень интересен. Интереснее другой аспект. Итак, у нас есть нехитрая формула
Код:
Цена = стоимость закупленного + добавленная стоимость + X
Давайте посмотрим, что все это значит применительно к разработке программ.
Стоимость закупленного - очевидно, это сам компьютер (есть у всех... по крайней мере, кто это читает) и ранее купленные средства разработки: программы, спецоборудование.
Добавленная стоимость - это
труд. Собственно, что было "вложено" в приобретенный компилятор и библиотеки? Что отличает купленные разработчиком диски/книги/коробки от предлагаемого им потребителям? На входе у него программные полуфабрикаты, а на выходе - программа. А отличает их то, что разработчик вложил свой труд по приведению библиотек и пустого листа к состоянию исходных текстов с последующей компиляцией. Это важно. Для программ, изготавливаемых одиночными разработчиками, это основная часть добавленной стоимости.
А что же такое X? А это
прибыль! Вот та самая, капиталистически-империалистическая, которую кладет в карман злостный эксплуататор
Рассматриваем теперь ситуацию. Программу готовы купить за 100 чего-нибудь там. За "сырье" платим 20, еще в 30 обойдется работа, прибыль, стало быть, 50. Теперь встаем на точку зрения "владельца". Он рассуждает очень просто. 20 - это обязательные расходы, без них не обойтись. Теперь надо пригласить программиста, отдать ему еще 30, и тогда 50 можно будет положить в карман. При этом программист приходит и сравнивает две кучки. В одной 30, и они его, в другой 50... и они уйдут в чужой карман. Обидно, да? Естественная реакция - увеличить свою долю, переложив из кучки "50" в кучку "30", благо эксплуататор от этого не разорится. Переложить можно единственным способом - увеличив объем оплачиваемого труда. И начинается торг: работы тут немеряно, вся она очень важна, требуется планирование, а еще бы формально доказать алгоритмы, да и совместимость не с одним форматом, а с 15-ю... вобщем, пока заказчик готов платить, программист будет пытаться обосновать необходимость создания все большей и большей
добавленной стоимости. Равнозначно ли это увеличению
ценности? А вот это, с точки зрения экономики, совершенно не очевидное утверждение. Пригласите ювелира делать спички, и он с пеной у рта будет обосновывать необходимость их огранки и инкрустации бриллиантами, поскольку это то, что он умеет делать хорошо в силу своей квалификации. Такая спичка будет неплоха как оригинальное украшение, но делать ее миллионами штук для использования по прямому спичечному назначению нереально.
Та же ситуация, но владелец и программист - одно лицо. Индивидуальный разработчик или небольшая команда, где прибыль делится поровну или в пропорциях одного порядка величины. Старая советская закалка, плюс инерция экономического мышления, плюс жажда деятельности - все это формирует стереотип "для зарплаты надо сидеть и кодировать". В самом деле, мы же не империалисты-эксплуататоры? У нас не какая-нибудь там буржуазная прибыль, а честная трудовая зарплата. Поэтому, получив 100, и отдав из них обязательные 20 на закупку всякой всячины, давайте-ка опять обоснуем необходимость произведения огромного количества добавленной стоимости, которая... просто переложит наши деньги из одного кармана в другой!
То есть мы все равно получим 80, только это будет не прибыль, а зарплата. С точки зрения наемного работника разница колоссальная - у него есть только один карман. Владелец идеи/проекта/имущественных прав владеет обоими карманами. Для него все то же самое, он может писать хоть на Visual Basic за вечер - если программу купят, с точки зрения высокой экономики его деньги будут называться прибылью, вот и все. Разница в названии... и в том, что в случае минимизации добавленной стоимости он сделал все за один вечер, став готовым на следующий день сделать что-то еще.
Важная ошибка, которую регулярно делают все, обладающие хоть каким-то техническим навыком. В силу понятных психологических предпочтений объем своей работы хочется увеличить - ведь за работу деньги платят! К тому же это интересно, это самореализация, это накопление "ноу-хау", самообразование, создание наработок. Ошибка здесь в том, что все это шаги в сторону убыточности проекта. Создание RPG, в которой вместо 10 монстров стало 20, не позволяет автоматически поднять цену в 2 раза! Игроки приходят не столько за монстрами, сколько за фаном по разумной цене, и подняв ее в 2 раза, мы в 100 раз сократим число проданных копий игры. Но мы, собственно, только монстров дизайнить и умеем (условно, если речь идет о дизайнере)...
Все сказанное выше напрямую относится к RuFIG. За редким исключением, предложения что-то создать на деле являются предложениями о создании
добавленной стоимости или средств по ее добавлению (трансляторов, библиотек и прочих инструментов "добавлятеля стоимости"). А это, по сути, собственноручно вырытая яма, в которую разработчик закапывает сам себя перед прыжком вверх.